Отчет о результатах самообследования муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №4 города Асино Томской области за 2022 год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя
общеобразовательная школа №4 город Асино Томской области
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ-СОШ №4 г. Асино
Протокол от 27.03.2022 г. №6

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ-СОШ №4 г. Асино
_________/Селезнева Е.Н. /
Приказ от 27.03.2023 г. № 97

Направлен в Управление образования
администрации Асиновского района
04.04.2023 г.

ОТЧЕТ
о результатах самообследования муниципального автономного общеобразовательного
учреждения – средней общеобразовательной школы №4 города Асино Томской области
за 2022 год

город Асино, 2023

Введение
Представленный отчет о самообследовании МАОУ - СОШ № 4 город Асино
Томской области составлен в соответствии с Порядком проведения самообследования
образовательной организации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.06.2013
№ 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной
организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2013 № 28908), приказом
Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности
образовательной организации, подлежащей самообследованию» (Зарегистрировано в
Минюсте России 28.01.2014 № 31135), приказом Минобрнауки России от 14.12.2017 №
1218 «О внесении изменений в Порядок проведения самообследования образовательной
организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 14 июня 2013 г. № 462» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2018 №
49562).
Данный отчёт имеет целью обеспечение доступности и открытости информации о
деятельности организации. В процессе самообследования проводится оценка
образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества
подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников,
качества кадрового, учебно-методического обеспечения, материально-технической базы,
функционирования внутренней системы оценки качества образования по состоянию на 01
января 2023 года, а также анализ показателей деятельности организации за 2021, 2022 годы.
1.
1.1.

Аналитическая часть

Общие сведения об образовательной организации

Наименование образовательной муниципальное автономное общеобразовательное
организации
учреждение – средняя общеобразовательная школа №4
город Асино Томской области
Руководитель

Селезнева Елена Николаевна

Адрес организации

636840, Томская область, город Асино, ул.И.Буева, 38

Телефон, факс

838(241) 2-12-94, 838(241) 2-28-11

Адрес электронной почты

school-04@asino.gov70.ru

Учредитель

Администрация Асиновского района от имени
муниципального образования «Асиновский район».
Интересы Учредителя представляет Управление
образования Администрации Асиновского района
Томской области

Дата создания

01.09.1933

Лицензия

от 25.09.2013г., серия 70 Л01, № 0000258,
регистрационный номер №1321, выдана Комитетом по
контролю, надзору и лицензированию в сфере
образования Томской области, срок действия – бессрочно

Свидетельство о
от 21.12.2013г., серия 70А01 №0000311, регистрационный
государственной аккредитации номер №599, выдана Комитетом по контролю, надзору и
лицензированию в сфере образования Томской области,
действительно по 21.12.2025 г.
Свидетельство о постановке на от 30.12.1998 г. серия 70 № 001685063

учет в налоговом органе
Лист записи Единого
государственного реестра
юридических лиц

от 04.11.2002 г. ОГРН 1027002953317

Основным видом деятельности Школы является реализация общеобразовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Для детей
с ОВЗ реализуются: адаптированная основная общеобразовательная программа начального
и основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(ВАРИАНТ 5.1), адаптированная основная общеобразовательная программа начального и
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(ВАРИАНТ 7.1), адаптированная основная общеобразовательная программа начального и
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(ВАРИАНТ 7.2), адаптированная основная общеобразовательная программа основного
общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (ВАРИАНТ
8.1). Также Школа реализует образовательные программы дополнительного образования
детей.
1.2. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность в Школе организуется в соответствии с Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования, основными
образовательными программами, локальными нормативными актами Школы.
Школа функционирует в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания». В соответствии с новыми санитарными требованиями Школа усилила контроль
за уроками физкультуры. Учителя физкультуры организуют процесс физического
воспитания и мероприятия по физкультуре в зависимости от пола, возраста и состояния
здоровья. Кроме того, учителя и заместитель директора по АХЧ проверяют, чтобы
состояние спортзала и снарядов соответствовало санитарным требованиям, было
исправным - по графику, утвержденному на учебный год.
Школа ведет работу по формированию здорового образа жизни и реализации
технологий сбережения здоровья. Все учителя проводят совместно с обучающимися
физкультминутки во время занятий, гимнастику для глаз, обеспечивается контроль за
осанкой, в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств
обучения.
Учебный план 1–4-х классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС
НОО), 5–9-х классов – на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной
программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО), 10–11-х классов – на
2-летний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего
образования (реализация ФГОС СОО).
Форма обучения: очная. Язык обучения: русский
Начальное общее образование обеспечивает воспитание и развитие обучающихся,
овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной
деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками
самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и
здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения
основного общего образования.

Основное
общее
образование
обеспечивает
освоение
обучающимися
образовательных программ основного общего образования, условия для воспитания,
становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей,
интересов и способности к социальному самоопределению. Главная цель данного этапа
обучения – создание таких условий для обучающихся, чтобы они могли наиболее полно
проявлять свои способности. На этом этапе обучения в учебный процесс вводятся
элективные курсы, курсы по выбору, занятия внеурочной деятельностью ориентирующие
обучающихся на выбор профиля обучения на следующей ступени общего образования.
Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования,
начального и среднего профессионального образования.
Среднее общее образование является завершающим этапом основной
общеобразовательной
подготовки
и
обеспечивает
освоение
обучающимися
общеобразовательных программ среднего общего образования. Задачами среднего общего
образования являются развитие интереса к познанию и развитие творческих способностей
обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе
дифференциации обучения. Обучение осуществляется в соответствии с профилями
обучения: универсальным с углубленным изучением области знаний «Общественные
науки» и технологическим с естественнонаучной профильной группой. Среднее общее
образование является основой для получения среднего профессионального и высшего
профессионального образования.
МАОУ- СОШ № 4 г. Асино в течение 2022 года продолжала профилактику
коронавирусной инфекции. Для этого были запланированы организационные и
санитарнопротивоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и
методическими рекомендациями по организации работы образовательных организаций.
1.3. Переход на обновленный ФГОС
С 1 сентября 2022 года школа начала постепенный переход на обновленный ФГОС
начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021
№ 286, и обновленный ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287. С 2022 года 1-4 и 5 классы обучаются по
обновленным ФГОС.
В 2022 году были проведены следующие мероприятия:
Создание рабочей группы по обеспечению перехода на новые ФГОС НОО и ФГОС
ООО;
Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям, посвященных
постепенному переходу на обновленные ФГОС НОО и ООО;
Проведение классных родительских собраний в 1-4х классах, посвященных
обучению по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО;
Проведение просветительских мероприятий, направленных на повышение
компетентности педагогов образовательной организации и родителей обучающихся;
Анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсного
обеспечения реализации образовательных программ НОО и ООО в соответствии с
требованиями обновленных ФГОС НОО и ООО;
Анализ соответствия материально-технической базы образовательной организации
для реализации ООП НОО и ООО действующим санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда;
Комплектование библиотеки УМК по всем предметам учебных планов для
реализации обновленных ФГОС НОО и ООО в соответствии с Федеральным перечнем
учебников;
Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей
(запросов) обучающихся и родителей (законных представителей) для проектирования

учебных планов НОО и ООО в части, формируемой участниками образовательных
отношений, и планов внеурочной деятельности НОО и ООО;
Разработка и реализация моделей сетевого взаимодействия образовательной
организации и учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и
спорта, средних специальных и высших учебных заведений, учреждений культуры,
обеспечивающих реализацию ООП НОО и ООО в рамках перехода на обновленные ФГОС
НОО и ООО;
Формирование банка данных нормативно-правовых документов федерального,
регионального, муниципального уровней, обеспечивающих переход на новые ФГОС НОО и
ФГОС ООО;
Изучение документов федерального, регионального уровня, регламентирующих
введение ФГОС ООО;
Разработка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС НОО и
ФГОС ООО;
Приведение в соответствие с требованиями новых ФГОС НОО и ООО должностных
инструкций работников образовательной организации;
Разработка на основе примерной основной образовательной программы НОО
основной образовательной программы НОО образовательной организации, в том числе
рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, программы
формирования УУД, в соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО;
Разработка на основе примерной основной образовательной программы ООО
основной образовательной программы ООО образовательной организации, в том числе
рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, программы
формирования УУД, программы коррекционной работы, в соответствии с требованиями
обновленных ФГОС ООО;
Утверждение основных образовательных программ НОО и ООО, в том числе
рабочей программы воспитания, календарных планов воспитательной работы, программ
формирования УУД, программы коррекционной работы ООО, на заседании
педагогического совета;
Разработка учебных планов, планов внеурочной деятельности для 1-4х и 5-х классов
по обновленным ФГОС НОО и ООО на 2022/23 учебный год;
Утверждение списка УМК для уровней НОО и ООО Утверждение модели договора
между образовательной организацией и родителями;
Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение
постепенного перехода на обучение по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО;
Изучение нормативных документов по переходу на обновленные ФГОС НОО и
ФГОС ООО педагогическим коллективом;
Обеспечение консультационной методической поддержки педагогов по вопросам
реализации ООП НОО и ООО по обновленным ФГОС НОО и ООО;
Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению постепенного
перехода на обучение по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО
Формирование пакета методических материалов по теме реализации ООП НОО по
обновленному ФГОС НОО;
Формирование пакета методических материалов по теме реализации ООП ООО по
обновленному ФГОС ООО;
Формирование плана ВШК в условиях постепенного перехода на обновленные
ФГОС НОО и ООО и реализации ООП НОО и ООО по новым ФГОС НОО и ООО;
Формирование плана функционирования ВСОКО в условиях постепенного
перехода на обновленный ФГОС НОО и ООО и реализации ООП НОО и ООО по
обновленным ФГОС НОО и ООО;
Анализ кадрового обеспечения постепенного перехода на обучение по обновленным
ФГОС НОО и ООО;

Диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений
педагогических работников образовательной организации в условиях постепенного
перехода на обучение по обновленным ФГОС НОО и ФГОС ООО;
Поэтапная подготовка педагогических и управленческих кадров к постепенному
переходу на обучение по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО: разработка и реализация
ежегодного плана-графика курсовой подготовки педагогических работников, реализующих
ООП НОО и ООО.
1.4. Воспитательная работа
С 01.09.2022 года в штатное расписание школы была введена должность советника
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Ее занял педагог Мотовилова Алена Алексеевна, имеющий опыт работы с детскими
объединениями и общий стаж педагогической работы 6 лет.
Советник по воспитанию:

участвует в разработке и реализации рабочей программы и календарного плана
воспитательной работы в школе;

организует участие педагогов, обучающихся и их родителей (законных
представителей) в проектировании рабочих программ воспитания;

обеспечивает вовлечение обучающихся в творческую деятельность по основным
направлениям воспитания;

анализирует результаты реализации рабочих программ воспитания;

участвует в организации отдыха и занятости обучающихся в каникулярный период;

организует педагогическое стимулирование обучающихся к самореализации и
социально-педагогической поддержке;

участвует в работе педагогических, методических советов, в подготовке и
проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и иных
мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы; координирует
деятельность различных детских общественных объединений.
Введение должности советника по воспитанию позволило систематизировать работу
классных руководителей и снять излишнюю нагрузку с заместителя директора по учебновоспитательной работе.
С 01.09.2022 года школа реализует рабочую программу воспитания и календарный
план воспитательной работы, которые являются частью основных образовательных
программ начального, основного и среднего общего образования. В рамках воспитательной
работы школа:
1) реализует воспитательные возможности педагогов, поддерживает традиции
коллективного планирования, организации, проведения и анализа воспитательных
мероприятий;
2) реализует потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживает
активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекает школьников в кружки, секции, клубы, работающие по школьным программам
внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использует в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживает
использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
5) поддерживает ученическое самоуправление - как на уровне школы, так и на уровне
классных сообществ;
6) поддерживает деятельность функционирующих на базе школы детских общественных
объединений и организаций - например, школьного спортивного клуба;
7) организует для школьников экскурсии, реализует их воспитательный потенциал;
8) организует профориентационную работу со школьниками;
9) развивает предметно-эстетическую среду школы и реализует ее воспитательные
возможности;

10) организует работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
В школе выстроена оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая
включает в себя следующие компоненты:
- Система дополнительного образования в школе (клубы, творческие мастерские, кружки,
элективные курсы);
- Деятельность классных руководителей;
- Деятельность учителей – предметников (внеурочные мероприятия по предметам,
направленные на углубление предметного материала).
1.5. Дополнительное образование
В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы работа по
дополнительному образованию в 2022 году была направлена на выполнение задач по
дальнейшему обеспечению доступных форм занятости обучающихся во внеурочное время с
учетом их индивидуальных особенностей.
Основная цель дополнительного образования – развитие мотиваций личности к
познанию и творчеству, реализация дополнительных программ в интересах личности.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования.
Каждый кабинет, по сути, является центром образования и воспитания, на базе
которого проходят не только урочные занятия, но и работа предметных объединений,
индивидуальных занятий, осуществляется проектная деятельность.
Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).
Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций)
учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание
ситуации успеха для каждого ребёнка.
Принцип творчества. Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни,
роли в спектакле и т.д.) – творчество обучающегося (или коллектива обучающихся и
педагогов.
Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях (Газета «Школьная вселенная», радиопередача
«Школьный вестник», «Страна рукоделия» и др.) ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы
других.
Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других
социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому
ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и
физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Педагоги дополнительного образования являются учителями школы и
преподавателями ДШИ, ДК «Восток»; достаточно высокая результативность занятий
объясняется тем, что 90 процентов педагогов дополнительного образования имеют первую
или высшую квалификационную категорию.
Дополнительное образование осуществляется на основании плана работы, который
реализуется педагогами дополнительного образования.
Дополнительное образование в школе реализуется по 5 направлениям:

Естественнонаучное: «Цветоводство», «Школьное лесничество».

Техническое: «Страна рукоделия», «Школьная вселенная», «Школьный вестник»,
«Художественная
обработка
древесины»,
«Легоконструирование»,
«Основы
робототехники», «Программирование в Scratch», «Основы технологии пайки», «Юный
Электрик», «Виртуальный мир»,

Художественно-эстетическое: «Мир красок», «Живая картинка», «Моя маленькая
сцена»

Спортивно-оздоровительное: «Баскетбол», «Футбол»

Социально-педагогическое: «Проектная деятельность», «Шахматная гостинная»,
«Юные пешеходы», «Юный страж порядка», «Школа вожатых», «Юнармия»,
«Хранители времени», «Агенты 01», «РДШ»
Система дополнительного образования является составной частью образовательной
программы. Программа дополнительного образования рассчитана на обучающихся с 1-го
по 11-й классы. В системе дополнительного образования в школе занято 852 обучающихся,
что составляет 80,4%. 41 % обучающихся школы заняты в учреждениях дополнительного
образования района: посещают объединения ЦТДМ, ЦКР, спортивные секции ДЮСШ,
обучаются в детской Школе искусств.
Выбор направлений осуществлен на основании опроса обучающихся и родителей,
который провели в сентябре 2022 года. По итогам опроса выявили, что естественнонаучное
направление выбрало 5,5%, техническое — 29,2%, художественно-эстетическое — 7,5 %,
спортивно-оздоровительное — 8,4%, социально-педагогическое – 29,4%.
Для досуговой деятельности подростков и дополнительного образования
обучающихся используются специально оборудованные помещения: спортивные и
тренажерные залы, спортивно - игровые площадки, актовый зал, специализированные
кабинеты, компьютерный класс, Центр образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста», библиотека, читальный зал, школьный музей,
Наблюдается положительная динамика охвата обучающихся дополнительным
образованием. Учащиеся, посещающие кружки и спортивные секции дополнительного
образования, принимают участие в выставках, конкурсах, спортивных соревнованиях.


1.6. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе в 1 – 11 классах, организована по пяти
направлениям: спортивно - оздоровительному, духовно - нравственному, социальному,
общекультурному, общеинтеллектуальному. В каждом направлении представлено
несколько форм организации внеурочной деятельности, что способствует возможности
выбора деятельности с учётом возможностей и интересов каждого ученика. В каждом
направлении школа предоставляет несколько вариантов организации занятий
обучающегося во внеурочное время. Разнообразные направления способствуют широкому
выбору деятельности с учётом возможностей и интересов каждого ученика.
Выполнение программ внеурочной деятельности:
Программы внеурочной
деятельности
(1-4
классы):

Программы внеурочной
деятельности (5-8
классы):

Программы внеурочной
деятельности (9-11
классы):

Подвижные игры
Шахматы
Ритмика (ОВЗ)
Разговоры о важном

Легкая атлетика
Физическая культура
Футбол
Волейбол

100 %
100 %
100 %
100 %

Орлята России
Финансовая и
функциональная
грамотность
Коррекционноразвивающие занятия с

Теннис
Фитнес

Пулевая стрельба
Спасатель
Разговоры о важном
Финансовая и
функциональная
грамотность
«Искусство танца»
«Мир вокального
искусства»
Основы профориентации и
предпринимательства

100 %

Спасатель

Полнота
реализации

100 %
100 %

психологом (ОВЗ)
Коррекционноразвивающие занятия с
логопедом (ОВЗ)
Коррекционноразвивающие занятия по
предметам
«Учусь учиться» (ОВЗ)
Студия ИЗО и дизайна
Вокал
Речевая мозаика

Основы профориентации и
предпринимательства
Юный исследователь
Ступени социализации
(ОВЗ)

Шахматы

«Химия и медицина»

100 %

Ритмика (ОВЗ)

«Наследственность и
законы»

100 %

«Экономические расчеты в
Excel»
«Экология здоровья»

100 %

«Лазерные технологии»

100 %

«Робототехника и
легоконструирование»
«Черчение»

100 %

«3D моделирование в
робототехнике»
Индивидуальный проект

100 %

Разговоры о важном
Финансовая и
функциональная
грамотность
Коррекционноразвивающие занятия с
психологом «Преодолеваю
трудности
Коррекция недостатков
речевого развития
Коррекционные занятия
«Ступени социализации»
(соц.педагог)
«Искусство танца»
«Мир вокального
искусства»
Основы профориентации и
предпринимательства
«Чудеса полета»

100 %

100 %

100 %
100 %
100 %

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Результаты внеурочной деятельности – это всегда личностно значимый опыт. Он
опосредуется в эмоционально-ценностном выборе, в нравственной позиции; в характере
творческого продукта. Считаем, что через представленную модель внеурочной
деятельности обучающиеся школы проходит через все три уровня результатов: от
приобретения социальных знаний до получения опыта самостоятельного социального
действия.
Организованная внеурочная деятельность помогает учащимся самоопределиться,
реализовать свои способности, быть успешными в той или иной области знаний и умений.
Многие достижения школы и её отдельных учащихся - это заслуга педагогов
дополнительного образования школы и педагогов, задействованных во внеурочной
деятельности.

1.7. Результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, конференциях,
конкурсах
Форма мероприятия
(с указанием названия мероприятия)
Муниципальный этап Всероссийской
олимпиады школьников
Региональный этап Всероссийской
олимпиады школьников
Региональный научно-практическая
конференция «В мир поиска, мир творчества,
в мир науки»
Конкурс исследовательских работ
Конкурс творческих эссе, посвященный Дню
Конституции РФ
(Избирательная комиссия Томской области)
«Классная сказка». Ассоциация союза
писателей и издателей при поддержке
Президенского фонда культурных инициатив
Всероссийская онлайн-олимпиада
«Безопасные дороги» на Учи.ру.

Уровень мероприятия

Результат участия

Муниципальный

Кол-во
участников
114

Региональный

160

Региональный

2

1 победитель
7 призёров
Победитель

Муниципальный
Региональный

2
3

Всероссийский

6

Всероссийский

540

Всероссийский онлайн-зачёт по финансовой
грамотности, Банк Россий и Агентство
стратегических инициатив
Всероссийский конкурс творческих работ
«Профессия – Учитель» к 120-летнему
юбилею педагогического университета
Всероссийский конкурс сочинений
«Милосердие делает нас лучше»
Всероссийская олимпиада «Турнир
Ломоносова»
Открытый межмуниципальный форум
«Глобальные проблемы современности
глазами молодежи».
Всероссийский конкурс «Русский
медвежонок»

Всероссийский

560

Региональный

4

Всероссийский

2

Призер

Всероссийский

1

Участие

Региональный

1

Призер

Всероссийский

98

Всероссийский конкурс «Хранители
русского языка»
Региональная викторина для педагогов
«Колумб Замоскворечья»
Компетентный читатель, ТОИПКРО
Конкурс сочинений «Наша Родина –
Россия!», Уполномоченный по правам
ребенка в Томской области
ВКС муниципальный этап, УО

Всероссийский

2

Призеры,
победители,
участники
Участие

Региональный

3

Региональный
Региональный

1
1

Муниципальный

5

Региональный

2

Муниципальный

8

Муниципальный

1

Муниципальный

35

Региональная

7

Победители и
призеры
Призер

Муниципальный

2

Призер

Всероссийский конкурс сочинений «Без
срока давности»
Конкурс чтецов на иностранном языке
«Поэтические краски»
Конкурс. Управление культуры, спорта и
молодежи, МБУ «Асиновская
межпоселенческая централизованная
библиотечная система» Молодёжный центр
Игровой конкурс по английскому языку
«Британский бульдог»
Межмуниципальное сетевое образовательное
мероприятие «Компетентностной олимпиады
«Росток» 2022-2023
Муниципальный интеллектуальный конкурс

84 призовых места

Победитель
Победитель,
призер,
участник
Участие
Призеры,
победители,
участники
Призеры,
победители,
участники
Призер,
участие

Призер,
победитель
Победитель
Призер
Победитель,
призер
Призер
Победитель,
призеры
Победитель

для учащихся 1-4 классов «Всезнайка»
Районный фестиваль-конкурс кукольных
театров «Сказки народов России»
Всероссийский конкурс «КИТ-компьютеры,
информатика, технология»
Районный этап регионального конкурса для
детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Радуга
творчества»
Конкурс «Радуга творчества»
Конкурс хоровых и вокальных коллективов,
посвященного Году культурного наследия
народов России
Открытый дистанционный Турнир по
физике на приз Заслуженного учителя
Российской Федерации Куликова В.Д.
Слет экологов и юных биологов «Юные
друзья природы»
Экологическая акция «ЭкоДобро»
Конкурс «Моя малая родина – Сибирь»
Конкурс «Мы соседи- мы друзья»
Открытая онлайн-викторина «Серпантин
знаний»
Региональный открытый чемпионат по
естественнонаучной и читательской
грамотности
Международный конкурс олимпиад по
химии
Всероссийский конкурс по химии
Международная викторина «Чудеса химии»
XІІІ Международная олимпиада
«Интелектуал»
Международная олимпиада по химии «Хочу
всё знать»
Всероссийский творческий конкурс
«Рассударики»
Всероссийская олимпиада для учащихся
«Увлекательная химия»
Региональная кругосветка «Мир
познавательного и интересного»
XVІІ Международный конкурс для детей и
молодежи «Поколение одарённых»
Региональная экологическая игра «Зеленое
потребление природных ресурсов»
Кубок Губернатора Томской области по
образовательной робототехнике для детей, г.
Томск
Межмуниципальные соревнования по
робототехнике, МАОУДО – центр
творчества детей и молодёжи города Асино
Региональный конкурс проектов
«Техносувенир», ОГБПОУ «Асиновский
техникум промышленной индустрии и
сервиса»
Межрегиональный фестиваль детской
журналистики «Огни тайги XXVIII»,
МАОУДО «ЦДОД» г. Стрежевой
Районная выставка-конкурс декоративноприкладного искусства «Асиновские
пасхальные узоры», МАУ
«Межпоселенческий центр народного
творчества и культурно-спортивной
деятельности Асиновского района»

Районный

6

Призер

Всероссийский

3

Участие

Региональный

4

2 призера

Районный
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса

2
19

Призер
Победитель

Региональный

10

Участие

Муниципальный

5

Победители

Региональный
Региональный
Муниципальный
Региональный

24
8
1
15

Региональный

5

Участие
Призеры
Призер
Победители,
призеры
Победитель,
призер

Международный

1

диплом І место

Всероссийский
Международный
Международный

1
1
2

диплом ІІ место
диплом І место
диплом І место

Международный

1

диплом І место

Всероссийский

1

диплом ІІІ степени

Всероссийский

1

диплом І степени

Региональный

6

диплом ІІІ степени

Международный

1

диплом І место

Региональный

4

Диплом участника

Региональный

4

Региональный

3

Призёры
2 место
2 победителя
2 победителя
1 призёр (3 место)

Региональный

8

4 призёра (2 место)

Всероссийский

2

2 призера

Муниципальный

2

2 призера

«Математическая игра «РЕШАЙ, СМЕКАЙ,
ОТГАДЫВАЙ», РВЦИ МАОУ «СОШ № 2»
г. Колпашево
Региональный интеллектуально-творческий
конкурс «Вот это математика!», ОГБУ
«РЦРО», МКОУ «Поротниковская сош»
Бакчарского района.
Интеллектуальная игра «Математический
лабиринт», РЦРО, «Средняя школа № 4
городского округа Стрежевой с углубленным
изучением отдельных предметов»
Открытый математический онлайн-конкурс
для обучающихся 10-11 классов
«Математический марафон 2022-2023»,
ОГБУ «РЦРО», МБОУ «Клюквинская
СОШИ»
Региональный интеллектуально-творческий
конкурс по математике «Математическая
копилка», ОГБУ «РЦРО»,
Национальная технологическая олимпиада
(НТО)
Региональная заочная олимпиада по физике
«Хочу все знать!», ОГБУ «РЦРО», МКОУ
«Побединская СОШ» Шегарский район
Межпредметная игра-кругосветка «Мир
интересного и познавательного»,
ОГБУ «РЦРО»,, МАОУ СОШ с углубленным
изучением предметов художественноэстетического цикла №58 г.Томска
Конференция «В мир поиска, в мир
творчества, в мир науки» на базе МАОУ
СОШ № 2 г. Колпашево
Региональный конкурс «Культура России.
Традиции русского народа», ОГБУ «РЦРО»,
Открытый дистанционный
интеллектуальный марафон «Мир вокруг
нас», ОГБУ «РЦРО»
Открытая дистанционнаятворческая
конференция школьников «Новый
интеллект», ОГБУ «РЦРО», Шегарская СОШ
Научно-практическая конференция
школьников «Мир вокруг нас», ОГБУ
«РЦРО», УО администрации Асиновского
района
Межрегиональный IX Сибирский
медиафестиваль «Солнечный парус», ОГБУ
«РЦРО»
Региональный конкурс «Культура России.
Традиции русского народа», ОГБУ «РЦРО»
X открытый конкурс проектных,
исследовательских и реферативных работ
школьников «Мир начинается с меня», ОГБУ
«РЦРО», МБОУ СОШ №84 г.Северск

Муниципальный

5

Участие

Региональный

3

Призеры

Региональный

2

Призер

Региональный

2

Участие

Региональный

5

Победитель

Всероссийский

1

Участие

Региональный

4

Призеры

Региональный

6

Участие

Региональный

1

Призер

Региональный

5

Призер

Региональный

1

Победитель

Региональный

1

Участие

Региональный

9

5 призовых мест

Региональный

5

Призер,
участие

Региональный

3

Призер

Региональный

2

1 место

Региональный конкурс Квиз «Мы с космосом
на Ты!», ОГБУ «РЦРО»
Викторина «В стране прав и обязанностей»
«Интересная Россия»
Деловая игра «Я – гражданин России»
НПК «Экологические проблемы нашего
Причулымья»
Викторина «Экологический олимп»

Региональный

3

Призер

Региональный
Региональный
Региональный
Всероссийский

3
7
9
2

Участие
Участие
Участие
Призеры

Муниципальный

3

Призер

Экологическая акция «Марш парков – 2022»
Очная предметная олимпиада ТОИПКРО

Региональный
Региональный

7
25

Муниципальный конкурс
«История семьи в истории города Асино»
фестиваль социокультурных инициатив
«Наследие», ЦКР г.Асино
14 районный литературно-поэтический
фестиваль «Дарованные небесами строки…»,
БЭЦ
Муниципальный конкурс «Дорожная
мозаика»
Конкурс патриотической песни «Долг.Честь.
Родина»
Муниципальный конкурс
«Ученик года-2022», «Открытие года»
Конкурс юных чтецов « Живая классика»

Муниципальный

1

Призер
10 победителей
10 призеров
1 победитель

Муниципальный

4

2 победителя

Муниципальный

3

Муниципальный
Муниципальный

Вокальные
группы
5

Муниципальный

4

Фестиваль -конкурс школьных хоров
Муниципальный этап Всероссийских
спортивных соревнований школьников
« Президентские состязании»
Фестиваль детского творчества «Радуга»

Муниципальный
Муниципальный

18

Общекомандное
3 место
1 победитель,
2 призера
1 призер
4 лауреата
2 победителя
1 призер
Призер
Призер

Муниципальный

18

Соревнования по легкой атлетики в рамках
круглогодичной олимпиады школьников
Выставка -конкурс декоративно-прикладного
творчества «Мир детских увлечений»
Конкурс рисунков приуроченных к 75-летию
ОГБУЗ «Асиновская РБ»

Муниципальный

10

Муниципальный

10

Муниципальный

22

2 победителя,
2 призера

Выставка -конкурс «Родина моя – Россия»
Конкурс творческих коллективов
экологической направленности «Я живу на
красивой планете»
Конкурс рисунков и фотографий «Юнармия
– глазами детей»
Конкурс «Скажи террору – нет»

Муниципальный
Муниципальный

9
6

2 призера
Команда призер

Муниципальный

6

Муниципальный

4

Первенство по волейболу среди
обучающихся общеобразовательных
организаций
Творческий конкурс агитбригад отрядов
ЮИД « Я грамотный пешеход»
1 этап круглогодичной Спартакиады по
военно-прикладным видам спорта «Звезда
Победы»
27 районная молодежная антинаркотическая
акция «Маршрут здоровья»
Муниципальный этап Всероссийского
конкурса хоровых и вокальных коллективов
Конкурс исполнителей эстрадной песни
«Поющий город!»
Конкурс агитбригад «Мой выбор- здоровый
образ жизни»
Конкурс творческих коллективов «Дружим
народами»
Спартакиада по стрельбе и силовому
комплексу « Звезда Победы!»

Муниципальный

28

1 победитель,
4 призера
2 победителя
2 призера
2 команды призеры

Муниципальный

8

Команда призер

Муниципальный

8

1 призер

Муниципальный

9

1 место

Муниципальный

19

1 место

Муниципальный

1

2 место

Муниципальный

6

1 место

Муниципальный

6

Участие

Муниципальный

5

1 призер

Лауреат
Победитель в
номинации
«Лучшие ведущие
фестиваля»
Команда
победитель
2 призера

Конкурс олимпиады по ПДД

Муниципальный

8

Конкурс «Зимние узоры»

Муниципальный

10

Выставка -конкурс «Елочный фурор»

Муниципальный

11

Региональный

6

4 победителя,
1 призер
1 победитель
2 призера
1 победитель
9 призеров
2 победителя

Региональный

2

1 призер

VII выставка-конкурс детского творчества
«Цвет зеленый – волшебный»
Онлайн-конкурс чтецов « Наш любимый
снеговик»
Конкурс видеороликов ко Дню пожарной
охраны
Выставка -конкурс детского творчества
«Мир глазами детей»

Региональный
Региональный

Участие
2

1 призер

Схема комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Согласно действующей модели коррекционно-развивающей системы в нашем
образовательном учреждении, слаженной работе коллег, создании и реализации их
авторских программ удаётся своевременно и качественно помочь обучающимся с особыми
образовательными потребностями развить уверенность в своих возможностях, а главное
достичь им хороших результатов в разных областях. Это не только важно для нас, но и для
дальнейшего личностного роста ребёнка, который в результате проведенных мероприятий
проявил свою одаренность (ребята участвуют во всевозможных мероприятиях, принимают
участие в конкурсах, становятся конкурентоспособными).
100 % обучающихся с ОВЗ вовлечены во внеурочную деятельность в школе, 35,2 %
из них посещают кружки дополнительного образования вне школы (ЦКР, ЦТДМ,
ДЮСШ№1, Бассейн).
Дети-инвалиды вовлечены во внеурочную деятельность в школе 75%, 38,5% из них
посещают кружки дополнительного образования вне школы (ЦКР, ЦТДМ, ДЮСШ№1,
Бассейн).
1.8. Оценка системы управления организацией
Управление школой осуществляется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, Томской области, муниципальными
нормативными правовыми актами и Уставом Учреждения.
Структура, компетенция органов Учреждения, порядок их формирования, сроки
полномочий и порядок деятельности таких органов определяются Уставом в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Органы управления, действующие в Школе

Наименование органа

Функции

Директор

Контролирует работу и обеспечивает эффективное
взаимодействие структурных подразделений организации,
утверждает штатное расписание, отчетные документы
организации, осуществляет общее руководство Школой

Наблюдательный совет

Рассматривает вопросы:
- развития образовательной организации;
- финансово-хозяйственной деятельности;
- материально-технического обеспечения.

Управляющий совет

Определяет основные направления развития Школы.
Содействует созданию в Школе оптимальных условий и
форм организации образовательного процесса.
Участвует в осуществлении контроля за организацией
питания и медицинского обслуживания в Школе в целях
охраны и укрепления здоровья, обучающихся Школы.
Участвует в рассмотрении конфликтных ситуаций между
участниками образовательного процесса в случаях, когда
стороны не пришли к обоюдному соглашению.

Педагогический совет

Осуществляет текущее руководство образовательной
деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы:
− развития образовательных услуг;
− регламентации образовательных отношений;
− разработки образовательных программ;
− выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и
воспитания;
− материально-технического обеспечения образовательного
процесса;
− аттестации, повышения квалификации педагогических
работников;
− координации деятельности методических объединений

Методический совет

Разрабатывает оптимальную модель методической службы
Школы.
Организует работу по диагностике профессиональных
затруднений педагогов Школы.
Осуществляет выбор оптимальных вариантов учебных
планов, программ и учебно-методических комплектов в
целях реализации преемственности в учебновоспитательном процессе образовательного учреждения;
Разрабатывает положения о проведении конкурсов,
олимпиад, соревнований и других мероприятий для
педагогических работников и учащихся Школы.
Осуществляет первичную экспертизу учебных программ,
дидактических материалов, пособий и пр., разработанных
педагогами Школы.

Общее собрание трудового
коллектива

Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
− участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;

− принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с
правами и обязанностями работников;
− разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
− вносить предложения по корректировке плана
мероприятий организации, совершенствованию ее работы и
развитию материальной базы
Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано три предметных
кафедры и два методических объединения.
Административно-управленческий аппарат школы включает в себя:
- директора
- заместителей директора по учебно-воспитательной работе
- заместителя директора по научно – методической работе
- заместителя директора по воспитательной работе
- заместителя директора по административно - хозяйственной части.
У каждого члена административно-управленческой команды определена зона
ответственности, закрепленная в должностных инструкциях и функциональных
обязанностях.
В целях учета мнения обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся в Школе действуют Ученический совет и
общешкольный родительский комитет, конфликтная комиссия.
По итогам 2022 года система управления Школой оценивается как эффективная,
позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений.
1.9. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
Статистика показателей за 2019–2022 годы
№ п/п
1

2

3

4

Параметры статистики

2019–2020
учебный год

2020–2021
учебный год

2021-2022
учебный год

На конец 2022
года

Количество детей, обучавшихся
на конец учебного года, в том
числе:

1072

1069

1046

1059

- начальная школа

454

456

453

439

- основная школа

535

547

541

560

- средняя школа

83

66

52

60

- начальная школа

0

6

4

0

- основная школа

0

0

0

0

- средняя школа

0

0

0

0

- об основном общем
образовании

-

3

0

-

- о среднем общем образовании

-

-

0

-

Количество учеников,
оставленных на повторное
обучение:

Не получили аттестата:

Окончили школу с аттестатом с

отличием:
- в основной школе

2

2

4

-

- средней школе

7

4

2

-

Обучающихся с ОВЗ – 57 человек, с инвалидностью – 11 человек.
Результаты освоения обучающимися программ начального общего образования
по показателю «успеваемость» в 2022 году
Классы Всего
обучся

Из них
успевают

Окончили год

Окончили год

Не успевают
Всего

Колво

%

С
отметками
«4» и «5»

%

С отметками
«5»

%

Переведены
условно

Из них н/а

Кол- %
во

Колво

% Кол-во

%

2

121

121

100

90

74.4

17

14.0

0

0

0

0

0

0

3

101

101

100

54

53.5

11

10.9

0

0

0

0

0

0

4

119

119

100

57

47.9

5

4.2

0

0

0

0

0

0

Итого

341

341

100

201

58.9

33

9.7

0

0

0

0

0

0

Процент качества в начальной школе на конец 2021-2022 учебного года составил
58,9. Статистика показывает, что процент качества повысился в сравнении с прошлым
учебным годом.
Результаты освоения обучающимися программ основного общего образования
по показателю «успеваемость» в 2022 году
Не успевают
Из них
успевают
Классы

Всего
обуч-ся

Окончили
год

Окончили
год

Кол-во

%

С
отметками
«4» и «5»

%

Всего

С
отметками %
«5»

Переведены
условно

Из них
н/а

Колво

%

Колво

%

Кол-во

%

5

111

111

100

44

39,6

5

4,5

0

0

0

0

0

0

6

115

115

100

43

37,4

9

7,8

0

0

0

0

0

0

7

110

110

100

23

20,9

2

1,8

0

0

0

0

0

0

8

111

111

100

19

17,1

1

0,9

0

0

0

0

0

0

9

94

94

100

24

25,5

4

4,3

0

0

0

0

0

0

Итого

541

541

100

153

28,3

21

3,9

0

0

0

0

0

0

Процент качества в основной школе на конец 2021-2022 учебного года составил
28,3. Статистика показывает, что процент качества в сравнении с прошлым учебным
годом остается стабильным.

Результаты освоения программ среднего общего образования обучающимися
10, 11 классов по показателю «успеваемость» в 2022 году
Из них
Окончили
успевают
полугодие
Всего
Классы обучся
С
Кол% отметками %
во
«4» и «5»

Не успевают
Окончили год
С
отметками
«5»

%

Всего

Из них
н/а

Переведены
условно

КолКол%
% Кол-во
во
во

Сменили
форму
обучения

%

%

Колво

10

33

33

100

12

36,4

2

6,1

0

0

0

0

0

0

0

0

11

19

19

100

9

47,4

2

10,5

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого

52

52

100

21

40,4

4

7,7

0

0

0

0

0

0

0

0

Процент качества в средней школе на конец 2021-2022 учебного года составил 40,4.
Данный показатель выше по сравнению с предыдущим учебным годом.
В 2022 году (осень) обучающиеся 5-9 классов участвовали в проведении
Всероссийских проверочных работ по программам 4-8 классов. 93% учеников справились с
заданиями.
Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования в 2022 году
В школе ведется систематическая подготовка участников педагогического процесса
к ГИА. В соответствии с нормативно-правовыми документами по организации и
проведению ГИА разработан план-график подготовки обучающихся к экзаменам.
Своевременно сформирована база данных по обучающимся школы, оформлен
информационный стенд, посвященный ГИА. Учителя - предметники уделяют большое
внимание разбору различных вариантов тестовых заданий на уроках, дополнительных и
индивидуальных занятиях. Проведены пробные экзамены, итоговое сочинение (изложение)
в 11х классах, итоговое собеседование по русскому языку в 9х классах. В течение года
осуществлялось постоянное информирование обучающихся и их родителей по вопросам
подготовки к ГИА через родительские и ученические собрания, на которых они
знакомились с перечнем нормативно-правовой документации, методическими
рекомендациями по организации деятельности выпускников во время подготовки и
прохождения ГИА. Все обучающиеся 9,11х классов были допущены в 2022 году к
государственной итоговой аттестации. По результатам итоговой аттестации:
- 19 обучающихся 11-х классов (100%)получили аттестат о среднем общем образовании, из
них 2 ученика получили аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении»;
- 95 обучающихся (100%) получили аттестат об основном общем образовании, из них 4
ученика получили аттестат с отличием.
Результаты сдачи ЕГЭ.
Предмет

Сдавали всего min балл
человек

max балл

Средний
Балл
2022г.

Средний
Балл
2021г

Русский язык

19

48

91

68,7

72,39

Математика (профильный уровень)

11

22

78

46,7

53,8

Физика

5

60

81

67,4

54,9

Информатика и ИКТ

5

54

88

74

56

Биология

2

57

78

67,5

54,7

Литература

1

46

46

46

46

Обществознание

9

45

80

63

59,7

Химия

2

49

55

52

49

История

4

58

78

66,3

54,7

Английский язык

2

43

79

61

61

Ежегодно все выпускники 11-х классов Школы допускаются к государственной
итоговой аттестации. Результаты экзаменов в форме ЕГЭ, показывают 100% уровень
усвоения содержания образования по всем предметам, кроме профильной математики.
Выше Всероссийского уровня результаты по русскому языку, биологии, информатике,
физике, обществознанию, истории.
Результаты сдачи ОГЭ.
95 обучающихся 9-х классов допущены к государственной итоговой аттестации.
10 обучающихся сдавали ГИА в форме ГВЭ.
Предмет

Сдавали всего

Качество

Обученность

Средний
Балл
2022г.

Русский язык

85

64,7

95,3

3,8

Математика

85

49,4

87,1

3,2

Физика

13

30,8

100

3,4

Информатика и ИКТ

28

25

92,9

3,4

Биология

16

31,25

93,75

3,3

Литература

1

0

100

3

Обществознание

50

16

76

2,9

География

43

60,5

83,7

3,5

Химия

6

83,3

100

4

Английский язык

1

100

100

4

Результаты ОГЭ-2022 показали соответствие уровня преподавания предметов
требованиям государственных стандартов. Вместе с тем, контроль за подготовкой к ГИА и
качеством предметной обученности учащихся 9 -х классов выявил:
-недостаточный уровень работы по индивидуализации и дифференциации обучения
учащихся;
-низкий уровень мотивации к получению знаний у некоторых обучающихся;
-недостаточное стимулирование познавательной активности учащихся со стороны
учителей.
1.10. Оценка организации учебного процесса
Цель образовательной деятельности: создание благоприятных условий для
оптимального развития и воспитания интеллектуально-развитого, физически и морально
здорового человека, подготовленного к жизни в современных условиях.

Задачи:
-Обеспечение усвоения учащимися содержания начального, основного, среднего
общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта.
-Преемственность образовательных программ всех уровней.
-Создание основы для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
-Формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности.
-Внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных
технологий.
-Обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющих физическое,
психическое и социальное здоровье учащихся.
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий,
учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными
нормативными актами школы.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной
неделе для 1-4 -х классов, 5вг, 6вг,7вг, 8вг, 9вг; по шестидневной учебной неделе – для 5аб,
6аб, 7аб, 8аб, 9аб, 10-х и 11-х классов. Занятия проводятся в две смены: первая смена для
обучающихся 1, 3, 5, 9, 10, 11-х классов, вторая смена – для обучающихся 2, 4, 6, 7, 8-х.
Обучение и воспитание ведётся на русском языке.
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1-ых
классах – 33 недели, во 2 – 11-ых классах не менее 34 недель. Гигиенические требования к
режиму образовательного процесса выполняются. Для профилактики переутомления
обучающихся в годовом календарном учебном графике предусмотрено равномерное
распределение периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул
суммарно в течение года не менее 30 календарных дней. Для учащихся первых классов в
течение года устанавливаются дополнительные каникулы в феврале не менее 1 недели.
Начальное общее образование
Обучение в начальных классах осуществляется в очной форме. Содержание
начального общего образования определяется образовательной программой начального
общего образования. Нормативные сроки освоения образовательных программ начального
общего образования – 4 года. Общеобразовательная программа включает в себя учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты,
обеспечивающие воспитание и обучение учащихся. Образовательная программа
разработана организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом
соответствующей примерной основной образовательной программы. Образовательная
деятельность организована в соответствии с расписанием учебных занятий. На первом
уровне обучения основное внимание уделяется формированию у детей желания и умения
учиться; мотивации интереса к знаниям и самопознанию; гуманизации отношений между
обучающимися, учителями и родителями. Методологической основой выбранной учебной
программы является системно-деятельностный подход. Программа обеспечивает
возможность получения всеми обучающимися начальных классов начальной
образовательной подготовки с учетом их потребностей и склонностей, а также создает
условия, способствующие развитию познавательных интересов и активному формированию
личности каждого обучающегося. Содержание основных образовательных программ
полностью соответствует требованиям действующих стандартов образования и
обеспечивает их выполнение. В рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» в 4-ых классах по выбору родителей (законных представителей) изучается
курс «Основы светской этики».

Основное общее образование
На втором уровне обучения, представляющем собой продолжение формирования
познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, основное
внимание уделяется активному формированию личности ученика. Все образовательные
области, представленные в учебном плане, обеспечивают расширение возможностей для
самовыражения и самореализации личности обучающегося в различных видах
познавательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях.
Внеурочная деятельность в школе осуществляется:
-во внеурочное время;
-в рамках классного руководства (экскурсии, мероприятия в рамках воспитательной
работы класса и школы, классные часы);
-через внеурочную деятельность по учебным предметам;
-через организационное обеспечение учебной деятельности;
-в рамках организации педагогической поддержки социализации и обеспечение
благополучия обучающихся.
Среднее общее образование
Программы среднего общего образования призваны обеспечить функциональную
грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и
гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на
формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои
гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности,
ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Организация
образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом, годовым
календарным учебным графиком, расписанием уроков. Деятельность администрации,
режим работы школы регламентируется Уставом школы и отражается в локальных актах.
Учебный план школы является частью основных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, разработанных соответствии с
обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО, ФГОС основного общего и ФГОС среднего
общего образования.
Учебный план школы направлен на решение следующих стратегических задач:
-формирование социально активной личности с развитым уровнем культуры на
основе интеграции общего и дополнительного образования;
-развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности
учащихся. Приоритетами при формировании учебного плана школы являются:
-сохранение физического и нравственно-психического здоровья детей;
-соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. УМК (перечень
учебников и учебных пособий) составлен на основании Федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
Горячее питание обучающихся осуществляется во время перемен в соответствии с
расписанием, утверждаемым на каждый учебный период директором школы. Питание
обучающихся в классных коллективах организуют классные руководители. Бесплатное
горячее питание из средств федерального бюджета предоставляется для всех обучающихся
1-4 классов. Для обучающихся из малоимущих семей (на основании данных ОГКУ «ЦСПН
Асиновского района») и для обучающихся, над которыми установлена безвозмездная опека
(попечительство), возмездная опека (попечительство), находящихся в приемных и
патронатных семьях организовано льготное питание. Для детей с ОВЗ предоставляется
двухразовое бесплатное горячее питание.

1.11. Оценка востребованности выпускников
Востребованность обучающихся школы является одним из объективных показателей
эффективности профориентационной работы и качества образования в целом.
Выпускники школы продолжают обучение в образовательных учреждениях высшего
и среднего специального образования. Предпочтение при выборе профессии отдаётся
техническим специальностям и естественнонаучным. Успешной социализации
выпускников способствует система профориентационной работы с обучающимися и
профилизации на средней и старшей ступени обучения.
Показатели уровня социализации выпускников школы:
- уровень влияния сформированностиобщеучебных умений и навыков, основ научной
организации труда на самоопределение выпускников 9 и 11 классов;
- уровень владения основами научной организации труда (умение планировать личный труд
и отдых, оборудовать рабочее место, планировать режим дня, недели, режим более
длительного периода времени; умения научной организации труда);
- уровень положительной мотивации учения и самообразования.
Распределение выпускников по направлениям продолжения образования
Количество выпускников 9 классов – 96 человек (2021 год), 94 человека (2022 год),
Из них:
перешли в 10 класс СОШ№4
поступили в 10 класс других
ОУ
поступили в учреждения
НПО и СПО с продолжением
обучения
Остались на повторный год
обучения
не продолжили обучение
в том числе трудоустроены

Количество

%

2021
31
0

2022
27
5

2021
32,3
0

2022
28,7
5,3

61

62

63,5

66

3

0

3,1

0

0
1

0
0

0
1

0
0

Количество выпускников 11 классов – 41 человек (2021 год), 19 человек (2022 год),
Из них:
поступили в высшие учебные
заведения
поступили в учреждения НПО и СПО
с продолжением обучения
поступили на работу
призваны на службу в армию
обучаются на длительных курсах
не трудоустроены

2021
30

Количество
2022
17

%
2021
73

2022
89,5

8

2

19,5

10,5

3
0
0
0

0
0
0
0

7,3
0
0
0

0
0
0
0

Результаты мониторинга распределения и трудоустройства выпускников школы
свидетельствует о правильной позиции школы в данном направлении: сотрудничество с
СибГМУ, ТГПУ, ТУСУР, ТПУ, ТГАСУ и т.д. Выбывающие после окончания 9 классов
обучающиеся продолжают обучение преимущественно в ОГБПОУ «АТпромИС»,
колледжах г.Томска, что является результатом совместной профориентационной работы
учреждений.
Среди выпускников 11 классов 2021 года по сравнению с 2021 годом увеличилось
количество поступающих в ВУЗы (на 16,5 %), что говорит об осознанности выбора
обучающихся, своих возможностей и индивидуальных предпочтений, но следует отметить,
что также увеличилось количество поступающих на бюджетные места (84,2 %).

Согласно проведенному анкетированию распределение выпускников соответствует
их интересам и потребностям, что подтверждает качество профориентационной работы в
школе.
1.12. Оценка качества кадрового обеспечения
На период самообследования в школе работают 50 человек педагогического
персонала, из ник 45 педагогов. В 2022 году подтвердили первую квалификационную
категорию 1 человек, высшую квалификационную категорию – 3 человека.
В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального
баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в
его развитии, в соответствии потребностями Школы и требованиями действующего
законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
 на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
 создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
 повышения уровня квалификации персонала.
Оценивая кадровое обеспечение образовательной организации, являющееся одним из
условий, которое определяет
качество
подготовки обучающихся, необходимо
констатировать следующее:
 образовательная
деятельность
в
Школе
обеспечена
квалифицированным
профессиональным педагогическим составом;
 в Школе создана устойчивая целевая кадровая система, в которой осуществляется
подготовка новых кадров из числа собственныхвыпускников;
 кадровый потенциал Школы динамично развивается на основе целенаправленной работы
поповышению квалификации педагогов.
В период дистанционного обучения все педагоги Школы успешно освоили онлайнсервисы, применяли цифровые образовательные ресурсы, вели электронные формы
документации, активизировали работу в электронных журналах и дневниках
учеников.100% педагогов прошли обучение по вопросам организации дистанционного
обучения в объеме от 16 до 72 часов.
1.13. Оценка качества учебно-методического и библиотечно-информационного
обеспечения
Общая характеристика:





объем библиотечного фонда — 18100 единиц;
книгообеспеченность (художественной литературой)—30%; учебная – 100%
обращаемость — 1250 единиц в год;
объем учебного фонда — 14300 единиц.
Фонд библиотеки формируется за счет средств областного бюджета.
Состав фонда и его использование

№

Вид литературы

Количество единиц в
фонде

Сколько экземпляров
выдавалось за год

1

Учебная

14300

13676

2

Художественная

2329

1590

3

Справочная

1300

127

4

Естественно-научная

36

16

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС, учебники фонда входят в
федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20
мая 2020 г. №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность» и приказом
Минпросвещения России от 23.12.2021 №766 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 20 мая 2020 г. № 254»
В библиотеке имеются компьютеры – 4, принтер – 1, сканер - 1
Средний уровень посещаемости библиотеки — 35 человек в день.
На официальном сайте школы есть страница библиотеки с информацией о работе
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточна, однако требуется
дополнительное финансирование библиотеки на обновление фонда художественной
литературы.
1.14. Материально-техническая база
В настоящий момент школа имеет достаточно хорошую материально-техническую
базу, оснащена учебным оборудованием, учебно-методической литературой, техническими
средствами обучения в соответствии с реализуемыми образовательными программами. В
школе имеется 33 учебных кабинета: кабинет физики, химии и биологии с лабораториями,
кабинеты технологии и домоводства, компьютерный класс и т.д. С 1 сентября 2020 года в
рамках реализации национального проекта «Образование» в школе открыт центр
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», состоящий из двух
кабинетов: кабинета формирования цифровых и гуманитарных компетенций и кабинета
проектной деятельности. В Центр закуплено следующее оборудование: новейший МФУ,
сочетающий в себе функции принтера, сканера, копировального модуля, 3D-принтер, 4квадрокоптера, 10 новейших ноутбуков для обучающихся и 1ноутбук для учителя, шлем
виртуальной реальности, видеокамера, штатив, микрофон, тренажёр-манекен для отработки
сердечнолёгочной реанимации, тренажёр-манекен для отработки приемов удаления
инородного тела из верхних дыхательных путей, набор имитаторов травм и поражений,
инструмент для кабинета технологии, 3 комплекта шахмат гроссмейстерских.
В МАОУ - СОШ № 4 функционирует спортивный зал, кабинет лечебной
физкультуры, многофункциональная спортивная площадка, актовый зал, библиотека,
столовая и другие помещения для комфортного пребывания в школе.
Все учебные кабинеты оборудованы необходимыми техническими средствами компьютерами, проекторами. В 19 кабинетах установлены интерактивные доски
иинтерактивные панели. С 1 сентября 2020 года в школе также началось внедрение
«Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в рамках национального проекта
«Образование». В рамках проекта школа получила 116 нетбуков для обучающихся, 29
ноутбуков для учителей, 7 интерактивных панелей, МФУ. В школе имеется система
видеоконференцсвязи и интерактивного голосования, обеспечен доступ к сети Интернет,
все компьютеры объединены в локальную сеть. В 2022 году в рамках федерального проекта
«Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика
Российской Федерации» Минцифры и ПАО «Ростелеком» подключили МАОУ-СОШ №4
г.Асино к единой сети передачи данных (ЕСПД). ЕСПД предоставляет доступ
преподавателей и учеников к Интернету, а также криптографическую защиту данных при

работе с региональными или федеральными информационными системами. Скорость
передачи данных составляет не менее 100 Мбит/с.
Образовательное учреждение на 100% обеспечено необходимой школьной мебелью,
но ежегодно идёт её обновление.
Наблюдается положительная динамика пополнения материально технической базы
школы.
Так, в 2022 учебном году школа приобрела 2 паяльные станции Lukey-702, 10 вебкамер, столы и стулья для двух учебных кабинетов.
На новый 2022 - 2023 учебный год закуплены учебники на 333258, 64 рублей в
количестве 856 экземпляров.
По ведомостям - экземпляров 363 на сумму 349008, 69 рублей.
С целью соблюдения противоэпидемических мер в учебные кабинеты и рекреации
школы дополнительно закуплено 4 рециркулятора для обеззараживания воздуха и 2
бесконтактных термометра.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций в школе имеется кнопка тревожной
сигнализации, АПС, в кабинетах повышенной опасности и по всей школе имеются и
поддерживаются в состоянии полной готовности первичные средства пожаротушения
(огнетушители, пожарные рукава, шкафы, щиты, ящики, и т.д.). С целью раннего
обнаружения возгорания и оповещения персонала, сообщения о пожаре на пульт пожарноспасательного подразделения МЧС г.Асино в школе установлен программно-аппаратный
комплекс «Стрелец-Мониторинг». В школе и на территории установлены 32 камеры
видеонаблюдения, из них расположены в помещениях здания - 22 видеокамеры,
расположены на фасаде здания 8 видеокамер, на опорах, расположенных на территории
школы – 2 видеокамеры); все камеры обеспечивают непрерывное видеонаблюдение за
состоянием обстановки на всей территории объекта, архивирование и хранение данных в
течение одного месяца ((QSM5265C, цифровой видеорегистратор DS-7204HVI-ST)). Для
обеспечения контрольно-пропускного режима на 1 этаже здания школы оборудовано
помещение для охраны, установлена система контроля доступа с «Прокси картами ЕМmarine». С 01.09.2023 года охрана здания школы и территории образовательной
организации осуществляется ООО «ЧОФ «ВОИН»». С целью обеспечения контроля за
несанкционированным доступом автотранспортных средств на территорию школы,
установлены автоматические распашные ворота с дополнительной камерой
видеонаблюдения и управлением через систему домофона.
Дальнейшее укрепление и развитие материально- технической базы предусмотрено
за счет софинансирования местного бюджета, областных субвенций и средств учреждения,
полученных от оказания платных услуг.
1.15. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования
В Школе утверждено Положение о внутренней системе оценки качества образования
от 16.06.2018 г. По итогам оценки качества образования в 2022 году выявлено, что уровень
метапредметных результатов соответствуют среднему уровню, сформированность
личностных результатов высокая.
По результатам анкетирования 2022 года выявлено, что количество родителей,
которые удовлетворены общим качеством образования в Школе, - 64%, количество
обучающихся, удовлетворенных образовательным процессом, -72%. Высказаны пожелания
о введении профильного обучения с естественно-научными, социально-экономическими и
технологическими классами. По итогам проведения заседания Педсовета от 13.12.2022 и
опроса родителей и обучающихся 8-9 классов, принято решение ввести профильное
обучение в Школе по предложенным направлениям (приказ от 15.12.2022 № 167).
Школа продолжила проводить в 2022 году мониторинг удовлетворенности
родителей и учеников дистанционным обучением посредством опросов и анкетирования.
Преимущества дистанционного образования по мнению родителей: гибкость и

технологичность образовательной деятельности, обучение в комфортной и привычной
обстановке, получение практических навыков. К основным сложностям респонденты
относят отсутствие очного взаимодействия между учителями и учениками - у некоторых
детей возникают психологические трудности из-за отсутствия живого общения, отсутствие
самодисциплины у некоторых обучающихся, технические сложности: не всем удается
подключиться, низка скорость интернет, бывают перебои и др.50% родителей отметили,
что во время дистанционного обучения оценки ребенка не изменились, третья часть - что
они улучшились, и 4% - что ухудшились. Хотя в целом формальная успеваемость осталась
прежней, 45% опрошенных считают, что переход на дистанционное образование негативно
отразилось на уровне знаний школьников.

2.

Результаты анализа показателей деятельности учреждения.

В данной части отчета приводятся результаты анализа показателей деятельности
МАОУ - СОШ № 4 город Асино Томской области, устанавливаемые федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования по определенным
показателям деятельности.
Показатели

Единица
измерения

2021 год

2022 год

Образовательная деятельность
Общая численность учащихся

человек

1061

1046

Численность учащихся по образовательной программе
начального общего образования

человек

457

453

Численность учащихся по образовательной программе
основного общего образования

человек

552

541

Численность учащихся по образовательной программе среднего
общего образования

человек

52

52

Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и
«5» по результатам промежуточной аттестации, от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

308
(38,1)

375
(35,8)

Средний балл ГИА выпускников 9 класса по русскому языку

балл

4

3,8

Средний балл ГИА выпускников 9 класса по математике

балл

3,1

3,2

Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по русскому языку

балл

72,39

68,7

Средний балл ЕГЭ выпускников 11 класса по математике

балл

53,8

46,7

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по
русскому языку, от общей численности выпускников 9 класса

человек
(процент)

1(1,2%)

4(4,2%)

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые
получили неудовлетворительные результаты на ГИА по
математике, от общей численности выпускников 9 класса

человек
(процент)

17(20,5%)

28(29,5%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые
получили результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей
численности выпускников 11 класса

человек
(процент)

0(0%)

0(0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые
получили результаты ниже установленного минимального
количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности
выпускников 11 класса

человек
(процент)

0(0%)

1(5,3%)

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые не
получили аттестаты, от общей численности выпускников 9
класса

человек
(процент)

3(3,1%)

0(0%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые
не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11
класса

человек
(процент)

0(0%)

0(0%)

Численность (удельный вес) выпускников 9 класса, которые
получили аттестаты с отличием, от общей численности
выпускников 9 класса

человек
(процент)

2(2,1%)

4(4,2%)

Численность (удельный вес) выпускников 11 класса, которые
получили аттестаты с отличием, от общей численности
выпускников 11 класса

человек
(процент)

4(10%)

2(10,5%)

Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали
участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей
численности обучающихся

человек
(процент)

748(71%)

865(82,3%)

Численность (удельный вес) учащихся - победителей и
призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей численности
обучающихся, в том числе:
— регионального уровня

человек
(процент)
115(10,8%)

96(9,05%)

8(0,75%)

32(3,01%)

0(0%)

5(0,47 %)

— федерального уровня
— международного уровня
Численность (удельный вес) учащихся по программам с
углубленным изучением отдельных учебных предметов от
общей численности обучающихся

человек
(процент)

271
(25,5)

257
(25,5)

Численность (удельный вес) учащихся по программам
профильного обучения от общей численности обучающихся

человек
(процент)

52
(4,9)

52
(5,0)

Численность (удельный вес) учащихся по программам с
применением дистанционных образовательных технологий,
электронного обучения от общей численности обучающихся

человек
(процент)

0(0%)

0(0%)

Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы
реализации образовательных программ от общей численности
обучающихся

человек
(процент)

0(0%)

0(0%)

Общая численность педработников, в том числе количество
педработников:

человек

50

50

— с высшим образованием

50(96,2%)

47(94%)

— высшим педагогическим образованием

50(96,2%)

47(94%)

0

0

2(3,8%)

3 (6%)

22(44%)

21(42%)

20(38,5%)

23(46)

5(9,6%)

5(10%)

18(34,6%)

16(32%)

— до 30 лет

6(11,5%)

6(12%)

— от 55 лет

10(19,2%)

7(14%)

— средним профессиональным образованием
— средним профессиональным педагогическим образованием
Численность (удельный вес) педработников с
квалификационной категорией от общей численности таких
работников, в том числе:

человек
(процент)

— с высшей
— первой
Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников с педагогическим стажем:

человек
(процент)

— до 5 лет
— больше 30 лет
Численность (удельный вес) педработников от общей
численности таких работников в возрасте:

человек
(процент)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников, которые за
последние 5 лет прошли повышение квалификации или
профессиональную переподготовку, от общей численности
таких работников

человек
(процент)

60(100%)

58(100%)

Численность (удельный вес) педагогических и
административно-хозяйственных работников, которые прошли
повышение квалификации по применению в образовательном
процессе ФГОС, от общей численности таких работников

человек
(процент)

56(93%)

55(94%)

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

0,217
единиц

0, 217
единиц

Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы от общего количества единиц библиотечного фонда
в расчете на одного учащегося

единиц

16,2
единиц

16,2
единиц

Наличие в школе системы электронного документооборота

да/нет

да

да

Наличие в школе читального зала библиотеки, в том числе
наличие в ней:

да/нет

да

да

— рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке

да

да

— медиатеки

да

да

— средств сканирования и распознавания текста

да

да

— выхода в интернет с библиотечных компьютеров

да

да

— системы контроля распечатки материалов

да

да

1061

1046

Инфраструктура

Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут

человек

пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с,
от общей численности обучающихся

(процент)

(100%)

(100%)

Общая площадь помещений для образовательного процесса в
расчете на одного обучающегося

кв.м

3,98

4,04

Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную
инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в
полном объеме в соответствии с ФГОС общего образования.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных
работников, которые имеют высокую квалификацию и регулярно проходят повышение
квалификации, что позволяет обеспечивать стабильных качественных результатов
образовательных достижений обучающихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».